Пн-Пт: 8:00-18:00
Звонок бесплатный по РФ

Чем существенно отличаются отходы от материалов при рекультивации карьеров?

Главная / Чем существенно отличаются отходы от материалов при рекультивации карьеров?
Межгосударственными стандартами ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия» и ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» определено, что, рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление утраченного качественного состояния земель, достаточного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения.

Положениями ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия» определены требования к рекультивации земель. Так, п. 3.7 данного стандарта установлено, что при сельскохозяйственном направлении рекультивации главным условием является наличие корнеобитаемого слоя почвы или грунта, обладающего необходимым плодородием, а ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» в своем перечне не содержит ни одной позиции, которая включала бы возможность использования иных отходов, кроме вскрышных и вмещающих пород. Согласно «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» к отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве, в том числе вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых. Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Возможность использования отходов (кроме вскрышных пород) для целей рекультивации нарушенных земель государственными стандартами не установлена.

В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон № 174-ФЗ) проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I-V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Кроме того, в соответствии с положениями п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Требования к объектам размещения отходов установлены п. 2, 5, 10, 11 ст. 12 Закона № 89-ФЗ, которыми запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Устанавливается обязательность проведения специальных исследований для определения места строительства объектов размещения отходов, запрещается применение ТКО для рекультивации земель и карьеров, устанавливается возможность использования только вскрышных и вмещающих горных пород, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности при ликвидации горных выработок в соответствии с проектом их ликвидации.

Таким образом, исходя из совокупности приведенных выше источников права, следует признать, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления (за исключением вскрышных пород и отходов производства черных металлов IV и V классов опасности), фактически, является размещением (захоронением) отходов.

Данная позиция изложена также в письме Минприроды России от 19.05.2014 № 05-12-44/10285 «О разъяснении законодательства по вопросу размещения отходов организациями, производящими добычу полезных ископаемых». По мнению Минприроды России, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления (в том числе вскрышных пород, образующихся при добыче полезных ископаемых) возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации и лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Дополнительно к изложенному сообщаем, что рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление утраченного качественного состояния земель, достаточного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (ГОСТ Р 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия»).

В соответствии с вышеуказанным ГОСТ Р 57446-2017 к нарушенным землям относятся земли, утратившие первоначальное качественное состояние в результате хозяйственной или иной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нуждающиеся в восстановлении (рекультивации) в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. В свою очередь нарушением земель признается процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.

В соответствии с п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, к нарушенным землям относятся также земли, деградированные в результате природных факторов.
Следующим принципиальным вопросом при определении возможности использования отходов строительства для рекультивации является вопрос об отнесении указанных материалов к категории «отход» или к категории «продукция». В Российском законодательстве отсутствует определенность в вопросе разграничения понятий «продукция» и «отход», не решен вопрос об отнесении материала к товарам или отходам, отсутствуют четкие правовые разграничения этих понятий.


В результате на практике данный вопрос разрешается разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации или судебной практикой. Судебная практика свидетельствует о том, что именно наличие потребительских свойств и заинтересованного лица позволяют относить остатки материалов после выполнения работ к категории «продукция». Многие остатки материалов по завершении производственного цикла сохраняют некоторые полезные свойства и могут быть использованы, а значит претендуют на право называться товарами, сырьем, материалами и обладать стоимостью (ценностью, полезностью, выраженной в денежном эквиваленте).
Под отходами производства и потребления в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению.

В ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) продукция определяется как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

В ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (п. 3.3) приведено понятие «вторичные материальные ресурсы» (ВМР): отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.


Согласно ГОСТ 54098–2010 «Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения», к ВМР относятся:
  • отходы производства и потребления, которые в перспективе (потенциально) или сразу (актуально) пригодны для использования в промышленном производстве для получения сырья, изделий и/или энергии;
  • отходы производства и потребления, специально собранные и подготовленные к использованию в хозяйственных целях или к переработке во вторичное сырье;
  • продукцию первичной (предварительной) переработки отходов, соответствующую требованиям определенных нормативных (ГОСТ, ГОСТ Р, СТО) и/или технических (ТУ, ТО) документов;
  • отходы, специально складированные в техногенных ресурсных накоплениях для использования их в определенном или неопределенном (отдаленном) будущем в качестве вторичного сырья.

Процедура установления соответствия отходов признакам определенных видов вторичного сырья (или требованиям нормативных и технических документов на определенные виды вторичного сырья) при заготовке, сортировке и переработке вторичных ресурсов (из отходов производства и потребления) предусмотрена ГОСТ 54098-2010.

Основополагающими критериями для идентификации накопленного количества отходов для использования в качестве вторичных ресурсов, согласно примечанию к п. 3.4.13 ГОСТ 54098-2010, являются:
  • наличие документов, подтверждающих факт возможного хозяйственного использования этого количества отходов как сырьевую базу;
  • намерение (решение) собственника отходов использовать их количество в собственном производстве (или отгрузить его другим потребителям для хозяйственного использования) вне зависимости от того, образовались ли эти отходы в собственном производстве или право собственности на них приобретено иным путем (на основании договоров купли-продажи, мены, дарения и т. д.).


В качестве документов, подтверждающих фактическое или планируемое использование отходов в качестве ВМР в хозяйственных целях, могут быть:
  • паспорт отходов;
  • технологический регламент, в котором предусмотрены технологические операции по использованию определенного количества отходов в собственном производстве в качестве ВМР;
  • договоры поставки-отгрузки или купли-продажи отходов для их использования в хозяйственных целях в качестве ВМР.

Согласно требованиям ФЗ № 184-ФЗ, организации, в том числе коммерческие организации, вправе разрабатывать и утверждать стандарты
организаций на производимую продукцию, в том числе на побочную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции.

Согласно п. 13 ст. 2 Закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ), стандарты организаций относятся к документам по стандартизации, разрабатываемым для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и являются частью национальной системы стандартизации.

В соответствии со ст. 14 данного закона, стандарты организаций разрабатываются в том числе, в виде технических условий.
Частью 5 ст. 21 Федерального закона № 162-ФЗ установлено, что проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.

Предметом экспертизы является соответствие стандарта организации, технических условий законодательству и международным договорам Российской Федерации, техническим регламентам, национальным стандартам Российской Федерации, целям и задачам, а также принципам стандартизации.

Для использования отхода в собственном производстве достаточно приобрести его по договору или оформить паспорт отхода (на образуемый отход), однако для реализации (или использования) отхода в качестве продукции, вторичного материального ресурса, рекультиванта необходимо разработать технологический регламент или стандарт организации, включая технические условия, и придать этому документу легитимность предусмотренными законом способами (например, через экспертизу или стандартизацию).

Требования к разработке и содержанию технических условий предусмотрены ГОСТ 2.114-2016 «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Технические условия».

Таким образом, при проведении рекультивации нарушенных земель (в случае соответствия процедуры получения рекультиванта указанным выше требованиям законодательства) возможно.
Разрабатываем проекты рекультивации земель в следующих случаях:
1. Рекультивация земель при прокладке линий ВОЛС, ЛЭП, газ и пр.
2. Рекультивация земель по требованию суда
3. Рекультивация земель по итогам проверок РОСПРИРОДНАДЗОРа
4. Рекультивация земель по требованию природоохранной прокуратуры
5. Рекультивация карьеров
6. Рекультивация земель для изменения категории земель
7. Лесохозяйственная рекультивация земель лесфонда
6 этапов разработки проекта рекультивации земель
1
Заявка
Вы можете оставить заявку любым удобным для Вас способом: через сайт, по электронной почте, позвонить по номеру телефона, заказать звонок.
2
Консультация

Консультируем клиента и запрашиваем всю необходимую информацию для подготовки индивидуального коммерческого предложения.

3
Согласование КП
Подготавливаем коммерческое предложение исходя из потребностей клиента. Отправляем КП клиенту.
4
Заключение договора
Составляем договор без мелкого шрифта и скрытых условий. Детально прописываем порядок работы, сроки сдачи проекта, Ваши права и наши обязанности.
5
Разработка проекта
Разрабатываем проект в строгом соответствии с постановлением Правительства РФ № 800 от 10 июля 2018 г. в редакции от 19 марта 2019 г.
6
Согласование проекта
Согласовываем и утверждаем проект рекультивации, а также уведомляем все надзорные органы.
Нам доверяют

Судебная экологическая экспертиза

Заявляется одной из сторон процесса – проводится по постановлению суда, органов следствия, дознания, таможни.

Досудебная экологическая экспертиза

Проводится по запросу граждан, нотариусов, адвокатов и юридических лиц.

Экспертиза расчета ущерба почвам

Экологическая экспертиза

Проверка правильности расчета, заключение в отношении отбора проб и выбора фонового образца, контррасчёт

Рецензия эколога аудитора

Экспертиза действия надзорных органов, исполнителей (заказчиков) работ, составление пояснений сторонам процесса.
Оказываем услуги независимой экологической экспертизы для судов и по требованию надзорных органов.
Иван Курицин
директор компании
Экперт экологии, инженер-эколог, эколог-аудитор, кандидат биологических наук
Рад приветствовать Вас на нашем сайте!

"Рекульто" – это команда высококвалифицированных экспертов-экологов в области охраны почв и земельных ресурсов. Вот уже более 15 лет мы профессионально занимаемся экологической документацией, основная сфера деятельности – рекультивация земель.

Мы выполнили 233 проекта в 2022 году в более 40 субъектах России с положительным заключением ГЭЭ федерального уровня.
Обращайтесь к нам, если хотите получить:
Получить подробную консультацию эксперта-эколога
Получить проект с положительным заключением
Получить 100% гарантию результата
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку ваших данных
2024
Пн-Пт: 8:00-18:00 (МСК)
г. Казань, ул.Вишневского, д. 26
ООО "РЕКУЛЬТО" ИНН 1655450027 КПП 1655450027
Товарный знак используется по соглашению №1 от 1 августа 2021г